Как сообщает GigaOM, шведский оператор TeliaSonera отказался от идеи блокировать в своей мобильной сети Skype и ему подобные VoIP сервисы. Взамен он планирует отдельно тарифицировать и начислять плату за VoIP трафик. На сети своей дочерней компании Yoigo в Испании апробирован тариф, когда за каждые 100 Мбайт VoIP-трафика оператор берет 6 Евро. За эту сумму пользователь может поговорить от пяти до 10 часов через Skype или Google Talk. При этом тарифные планы Yoigo на обычный трафик составляют от 8 Евро за 500 Мбайт. Как видно, трафик VoIP обойдется пользователям почти в четыре раза дороже. Если посмотреть на финансовые и операционные результаты компании за второй квартал этого года, ARPU по подразделению в Испании у TeliaSonera составляет 24,3 Евро. Получается, чтобы увеличить ARPU в два раза, будет достаточно, если каждый пользователь наговорит по VoIP на 400 Мбайт.
Безусловно, желание оператора поддержать собственные голосовые услуги вполне оправдано. Хотя уверен, что пользователи думают совершенно иначе. Согласно данным презентации TeliaSonera (слайд №9 на третей странице), доход от голосовых сервисов во втором квартале этого года по отношению к аналогичному периоду прошлого года снизился на 8 процентов, а по сообщениям и вообще на 10%. Виновниками в негативной тенденции, по мнению оператора, являются как раз всякие там Skype и им подобные. При этом тенденция. когда пользователи мобильных сетей все чаще используют сервисы VoIP – только продолжает расти. Как считают в Infonetics Research, «Количество абонентов, использующих VoIP во всем мире выросло с 2010 по 2011 более чем в два раза, до 98 млн человек, причем около 40% абонентов находятся в регионах EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка)».
Что интересно, при переходе на LTE, надеждам операторов на сохранение голосовых доходов навряд ли придется сбыться. Во всяком случае, в том объеме, как это было до сих пор. Сравните 98 млн. в 2011 году, «сидящих» на сторонних (имеется в виду по отношению к мобильным операторам) VoIP сервисах и всего 300 тысяч абонентов, которые по прогнозу Infonetics Research будут пользоваться в этом году VoLTE, где голосовые услуги предоставляются самим оператором.