Выбрать страну:   Выбрать язык:    
RU ENG  
версия для печати

Последние форумы операторов связи демонстрируют накал страстей вокруг нового направления - OTT

05 июля'2012

Последние форумы операторов связи демонстрируют накал страстей вокруг нового направления - OTT (от Over the Top – «поверх сети»). Сегодня OTT провайдеры предлагают абоненту вместо ТВ и видео по запросу от оператора использовать специальную ТВ приставку, которая подключается не к ТВ каналу, а напрямую к сети интернет и «достает» оттуда платный и бесплатный контент.


На минувшем Mobile World Congress (MWC) в Барселоне со стороны представителей операторов в адрес этих «нахлебников» звучали достаточно резкие слова. Неудивительно – OTT провайдеры снижают стоимость платного видео за счет того, что промежуточным игрокам, которые обеспечивают доставку контента, то есть операторам ШПД, они не платят ни копейки. На MWC представители крупнейших телекоммуникационных компаний грозились, что найдут управу на OTT «халявщиков». Но грозные слова не снижают интереса к данному направлению.

Случившийся месяц спустя после MWC IP TV форум выявил огромный интерес ИТ рынка к OTT направлению, в тренд включаются и такие компании как Google и Apple. Они не прочь доставить видео контент из магазинов приложений не только на планшеты своих клиентов, но и на экраны их домашнего кинотеатра. Важно понять, что является базисом для дискуссии об OTT, без каких условий она была бы невозможна. Развивая качество услуги доступа в интернет, увеличивая ширину канала, операторы дошли до того, что по нему можно пускать уже и онлайн видео в формате HD. В этом плане не менее интересным представляется вопрос об эволюции телефонии, если обсуждаются перспективы направления, которое пускает через публичную сеть видео, то, очевидно, голос и подавно должен быть «поверх». И, наверное, не только на европейских и североамериканском рынках, но и на отечественном, который по уверениям операторов и по наблюдениям аналитиков в технологическом плане не так сильно от них отстает. И очевидно, что тема актуальна не только для разных альтернативных игроков типа Skype, но и для самих операторов связи.

Рассуждения специалистов на тему VoIP или самого популярного протокола IP телефонии SIP, показывает, что нет каких-либо сомнений, что если сравнивать возможности TDM телефонии, которой сегодня пользуется подавляющее большинство операторов, и VoIP телефонии, последняя имеет рад очень серьезных преимуществ. Это относится и к тому, как организуется услуга на стороне оператора. «Технология TDM телефонии устроена жестко: есть ядро сети, есть каналы связи, которые идут к пользователю, узлы, через которые проходят каналы связи. В VoIP телефонии система другая – в центре виртуальное ядро или облако, которое может быть географически распределенным. Это другие возможности для клиента и оператора. Клиент переехал - в случае использования TDM телефонии надо организовать вместо одной точки доступа, другую, «протянуть» канал, когда VoIP - абонент просто берет свой телефон и подключает в новом месте. Кроме того, есть набор сервисов, которые при работе TDM телефонии сделать затруднительно, при VoIP – напротив. Например, софт фоны, записные книжки на компьютере, многопользовательские конференции, видеозвонки» - рассказывает технический директор «Суммы Телеком» Станислав Дубинин.

Кроме этого SIP протокол, сегодня получил максимально широкое распространение в абонентских устройствах. Ранее услуги IP телефонии в основном использовались в корпоративном секторе, что позволяло использовать закрытые моновендорные решения и протоколы. Сейчас ситуация совершенна иная. Помимо персональных компьютеров, поддержка SIP распространяется на большинство офисных телефонных аппаратов, все смартфоны поддерживают программное обеспечение SIP-клиента. «Это позволяет оператору не навязывать оборудование или способ получения услуги, а дать пользователю возможность подключить уже имеющийся у него SIP клиент, причем не один, а несколько. Клиент может использовать дома фиксированный телефонный аппарат, подключенный к компьютеру или сразу к сети оператора, может использовать беспроводную SIP-трубку подключенную к домашней базе по технологии DECT или Wi-FI, или может использовать мобильное устройство (смартфон, планшет, нетбук) и все это с одним SIP –аккаунтом» - рассуждает Дубинин. «Гибкость и канальная емкость SIP оборудования намного выше, чем у традиционного TDM оборудования, при этом SIP дает легкую и не дорогую масштабируемость сети, и уходит необходимость делить среду передачи на TDM и Ethernet. А стоимость абонентских устройств сегодня достигло уровня, когда абоненты готовы нести расходы на SIP терминалы» – перечисляет аргументы в пользу эволюции к новым сетям руководитель подразделения IP-решений компании «Смарт Телеком» Яков Панаргин.

Правда, если абонент уходит из сетей своего оператора, последний теряет возможность гарантировать клиенту качество связи, операторы постоянно акцентируют на этом внимание. «Для обеспечения качества передачи голоса транспортная сеть должна передавать пакеты с определенным SLA. Типовые параметры для городской сети передачи данных: задержка не более 5 ms, вариация задержки не более 5 ms, потери не более 0,0001%. Даже при небольших отклонениях от данных параметров могут возникнуть сложности при передаче факсов, а при значительных – «выпадение» фраз из разговора» - рассуждает руководитель по развитию и эксплуатации фиксированной сети МТС Дмитрий Калашников.

При этом игроки телеком-рынка признают - уровень проникновения, скорости соединения и качества связи за последнее пару лет продвинулись очень сильно. Сегодня даже разговаривая через публичную сеть интернет качество передачи данных для голосовой связи вполне приемлемое. Когда клиент находится в сети Интернет, т.е. за пределами сети оператора, который организует VoIP, то в зависимости от потребностей клиента (например, количества одновременных соединений, типа подключения и т.д.) определяется необходимая скорость подключения к Интернету, требование к задержкам, рассказывает директор коммерческого департамента Санкт-Петербургского филиала «ВЕСТ КОЛЛ» Алексей Ефимов. И выставляемые требования сегодня «по силам» любому ШПД оператору. Случаи, когда происходит «выпадение» фраз связаны с использованием мобильного ШПД, отмечают участники рынка. «На мой взгляд, полоса пропускания каналов достаточная, но стабильность услуги мобильного доступа к сети Интернет оставляет желать лучшего» - замечает Алексей Ефимов.

Но даже тогда проблема решаема. Используя возможности современных телефонных коммутаторов (SoftSwitch) оператор может предложить обход таких ситуаций. «Если там, где находится сейчас абонент, доступ в интернет плохо работает или отсутствует вовсе - коммутатор автоматически переадресует адресованный ему звонок на заданный мобильный номер. Для исходящих звонков со своего SIP-номера в любой сети абонент может воспользоваться услугой callback: в ответ на специальный запрос коммутатор SIP-провайдера перезванивает абоненту, и только потом соединяет с вызываемым номером. Запрос на callback можно отправить любым способом, от SMS и бесплатного звонка (коммутатор не берёт трубку, чтобы не начинать тарификацию, и сразу же перезванивает), до WEB-формы на сайте и т.п. В такой комбинации SIP+мобильная связь позволяют объединять корпоративную телефонную сеть и мобильную связь, причем оперируя внутрикорпоративной нумерацией и обладая достаточным качеством сервиса» - замечает Станислав Дубинин.

На сегодняшний день абсолютное большинство операторов связи поддерживают и TDM телефонию и VoIP или SIP телефонию, за счет дублирования своих сетей – для SIP телефонии внутри сети оператора организуется виртуальная локальная сеть, виртуальное ядро. При этом участники рынка отмечают, что нет большой проблемы объединить клиентское оборудование под TDM сети с VoIP технологией транспортировки вызова и SIP аккаунтами клиентов. Так Яков Панаргин рассказывает, что для его компании задача по поддержанию качества SIP телефонии разбивается на несколько направлений: конвертация TDM в SIP+RTP, транспортировка SIP+RTP до абонента, преобразование RTP в голос и обратно на абонентском устройстве. Почему же тогда операторы предпочитают дублировать свои сети, а не решительным образом модернизировать все сеть?

Нет сомнений, что рано или поздно все операторы перейдут на VoIP и SoftSwitch, TDM составляющая их сетей будет отмирать, рассуждает Станислав Дубинин. Но как скоро произойдет эта миграция у большинства операторов – ответить сложно. Участники рынка отмечают – пока нет серьезного повода выкидывать TDM оборудование, поэтому нет и спешки. «Переход с традиционных технологий (TDM) на SIP оправдан (ниже издержки на транспорт, большая гибкость и т.д) и давно назрел, но происходит достаточно медленно за счет инертности, консерватизма рынка. Инерционность рынка заключается в наличии у пользователей парка «старого» оборудования, которое не дружит с SIP, а также в необходимости красиво рассказать клиентам про новые технологии» - рассуждает генеральный директор «Гарс Телеком - Северо-Запад» Вадим Виноградский.

Определенную роль, по мнению многих достаточно существенную, играет и законодательная база, требования к организации сетей и организации вызова, что описаны регулятором рынка. Правила организация междугородних и международных вызовов, подразумевающие прохождение вызова по цепочке местный оператор – зоновый оператор – оператор дальней связи, и соответственно на уровне приземления оператор дальней связи – зоновый оператор – местный оператор, они соответствует организации вызова в TDM сетях. Для VoIP сетей такой способ организации не актуален, использование публичной сети интернет значительно упрощает передачу вызова на расстояния.

И все же очевидно, что сам рынок, когда откроется перспектива для условного killer application, даст ускорение к TDM - VoIP эволюции. В этом ключе внимание участников рынка, в особенности специализированных операторов SIP телефонии сосредоточено на шагах сотовых операторов. Анонсированные LTE сети обещают качественно иные возможности мобильного интернет доступа. Следовательно дают совершенно иные возможности обеспечения качественной SIP связи для владельцев смартфонов. В этом смысле LTE может оказаться новым витком развития рынка телефонии и одновременно «троянским конем» для сотовых операторов.


Автор:Алексей Леонтьев


Источник:  ip-news.ru


Возврат к списку

Москва: +7 (495) 926-2644
Казань: +7 (843) 558-0068
Самара: +7 (846) 211-5510
Санкт-Петербург: +7 (812) 748-2644
Ростов-на-Дону: +7 (863) 333-2644
Екатеринбург: +7 (343) 288-7644
Новосибирск: +7 (383) 383-2644
Владивосток: +7 (423) 205-6044
Получайте подарки за проекты с гарнитурами Yealink! Приобретайте Qbic TD-0350-BH125 со скидкой!
© ООО "АйПиМатика", 2010-2024
Подписаться на рассылку
Создание сайта - ICO